Архивирование документов
Архивирование документов
Ведение документации предприятия - официальное подтверждение ее легальной деятельности, финансовых взаимоотношений с государством, организациями и физическими лицами. Документооборот обязан храниться в соответствии с законодательно-нормативными актами. Одним из способов хранения документации является её архивирование.
Архивные коробки и папки изготовлены из гофрокартона, который обладает высокой прочностью, не подвержен вибрации, способен выдерживать от 20 до 100 килограммов. Коробки с документами можно ставить друг на друга без риска продавливания и деформации упаковки.
Архивирование необходимо для исключения возможности хищения документов, обеспечения финансовой безопасности организации.
Типы архивной документации
Архивная документация подразделяется по срокам хранения отчётности
- делам постоянного хранения,
- временного хранения,
- делам по личному составу
Дела постоянного хранения:
- структура организации,
- журнал регистрации приказов,
- номенклатура и описи дел,
- штатные расписания,
- целевые программы информатизации,
- акты о ликвидации дел и потере документов,
- годовые планы и отчёты,
- бухгалтерские балансы, сметы, отчёты в фонды и ИФНС,
- документы о приватизации,
- реестры акционеров, владельцев ценных бумаг,
- перечень лиц, которые имеют право на дивиденды,
- журналы, книги учёта работы с акциями,
- заключения контрольно-ревизионных органов (комиссий, аудиторов, органов финансового контроля, ФНС),
- сведения о грантах и лимитах, сделках и благотворительной деятельности организации
Все эти документы должны храниться от 75 лет и более даже при ликвидации, реорганизации компании – в этом случае они передаются на постоянное хранение в Архивный Фонд Российской Федерации.
Документы временного хранения хранятся на протяжении 10 и более лет. К ним относятся:
- документы о финансировании (карточки и положения обо всех транзакциях с текущими, расчётными, корреспондентскими и лицевыми счетами, договоры банковских счетов, займов, предоставлении ссуд и кредитных обязательств должников). Данная документация хранится на протяжении 5 лет (кредитные, договоры банковского счёта - с момента истечения срока действия договора либо после полного исполнения всех указанных в них обязательств),
- учётная документация (бухгалтерский документооборот организации, отчёты о прибылях и убытках), счета-фактуры, факты проведения хозяйственной операции, оборотные ведомости и инвентарные списки, информация о дебиторской и кредиторской задолженности. Срок хранения данных - 5 лет.
Вся бухгалтерская документация подразделяется на консолидированную (сводную годовую) - хранится от 10 лет, годовую, квартальную (5 лет) и месячную (1 год). При условии отсутствия квартальной или годовой отчётности – не менее 10 лет.
Налоговая и страховая отчётность - полная документарная информация о взаимоотношениях с налоговыми органами и страховыми организациями:
- все виды налоговых и таможенных деклараций,
- информация о перечислении налогов и сборов в бюджеты различных уровней (в том числе и задолженности по ним),
- освобождения от уплаты, льготах в налогообложении (сводки, справки, решения, заявления).
К документам, отражающим отношения со страховыми компаниями, относятся декларации и расчётные ведомости по отчислению страховых взносов и авансовых страховых платежей в фонд социального и пенсионного страхования.
Документооборот по кадрам можно разделить на три разновидности:
- финансовая отчётность (зарплатные ведомости, документы о премиях и авансовых выплатах, сведения и справки о доходах физических лиц, акты и справки о приёме выполненных работ). Срок хранения - от 5 до 75 лет (наименьший срок – у документации о премировании, максимальный – у сведений и реестров о доходах).
- личные дела (как сотрудников, так и руководства, трудовые книжки и аттестаты, дипломы и сертификаты, трудовые договоры и контракты). Срок хранения – от 10 лет,
- учёт рабочего времени (штатные расписания и журналы учёта, табели и графики, сопроводительная документация, касающаяся командировок и предоставления отпусков), хранятся от 1 года.
Условия хранения
Для сохранности целостности документации организации необходимо выбрать:
- помещение,
- средства для хранения,
- соблюдать условия хранения.
Выбирая помещение для архива, обратите внимание на его нахождение. Недопустимо размещать архивы вблизи газовых и водонесущих магистральных трубопроводов, чтобы снизить риск затопления и пожара.
Не рекомендуется использовать в качестве архивного ветхие и аварийные помещения, которые не отвечают необходимым санитарно-гигиеническим нормам, предприятия общепита, склады для пищевой, нефтехимической и иной взрывоопасной продукции.
В помещении должны быть закрытые отопительные и вентиляционные системы (обеспечивают 2-х и 3-хкратный воздухообмен в час), здание должно иметь прочную конструкцию, в соответствии с пожарными, охранными и санитарными нормами.
Рекомендуется использовать помещение для архива, расположенное не выше второго этажа. При возникновении пожара на последних этажах исключается возможность безопасного извлечения документов из архива.
В архивных помещениях документы хранят:
- на стеллажах (открытого и закрытого типа),
- в шкафах,
- архивных коробках и папках.
Для документации постоянного хранения обязаны использоваться архивные коробки и папки, изготовленные из картона, т.к. они защищают от следующих факторов:
- воздействия прямых солнечных лучей, света и ультрафиолетового излучения (обесцвечивания),
- влажности. Допустимый уровень влажности в архивном помещении не должен превышать 50 %, внутри закрытой коробки либо папки – не более 12%, поэтому документы защищены от сырости, появления грибков и плесени,
- от пыли и грязи. Даже при наличии постоянной уборки в помещении мелкодисперсные пылинки могут оседать на поверхности документов, поэтому бумага может пожелтеть. В дальнейшем оседание пыли может привести к искажению информативности бумаг.
Для сохранения документации необходимо, чтобы архивные коробки или папки были изготовлены качественного материала, были одобрены решением Коллегии Росархива.